Строительство "Татстали": Лениногорск может утонуть в горах шлаков.
В Татарстане в феврале был презентован новый масштабный проект – строительство в Лениногорске металлургического производства "Татсталь". Оно должно обеспечивать весь Приволжский федеральный округ стальным прокатом строительного назначения. Однако нежданно-негаданно против строительства "Татстали" выступила… общественность города. По мнению ее представителей, создание завода - экономически нецелесообразно и нанесет невосполнимый ущерб экологии. В феврале между правительством Татарстана, Лениногорским муниципальным районом и екатеринбургским ЗАО "Макси-Инвест" был подписан протокол о намерениях по организации металлургического производства - ЗАО "Татсталь". Через месяц в Лениногорске состоялись первые публичные слушания, во время которых жители города выразили свою обеспокоенность по поводу потенциального строительства металлургического комбината прямо под боком. По последней информации "ВиД", в силу ряда причин площадка будущего завода перенесена дальше от Лениногорска.Напомним: речь идет о небольшом электросталеплавильном заводе, так называемом мини-милле, который должен обеспечивать весь Приволжский округ стальным прокатом строительного назначения. Из плюсов проекта - создание 2000 рабочих мест, использование современных технологий и лома металла, собранного в радиусе 500 км от Лениногорска в качестве сырьевой базы. Плюс около полумиллиарда евро инвестиций с екатеринбургской стороны.Завод предполагается возводить в два этапа. На первом (со сроком сдачи конец 2010 года) планируется строительство электросталеплавильного производства с объектами инфраструктуры, а также вспомогательных цехов обслуживающего производства (железнодорожного, энергетического, электрического и др.). После его реализации предприятие должно производить непрерывнолитую квадратную заготовку сечением 125x125 мм в количестве до 980 тыс. тонн в год. На втором этапе предполагается строительство мелкосортного прокатиого стана. После его реализации (срок середина 201 1 года) "Татсталь" планирует выпускать арматуру диаметром 8х10 мм и уголок №20-№63 в объеме до 950 тыс. тонн в год. Такова первая очередь строительства. В пресс-релизе кабмина РТ сообщается также, что далее будет принято решение о строительстве второй. Она предусматривает производство листового проката с объемом выпуска до 500 тыс. тонн в год.Абсолютно все официальные данные определяют производство как "применяющее современнейшие системы газоочистки, переработки и утилизации отходов", "экологически чистое".
ИЗ ИСКРЫ ВОЗГОРИТСЯ ПЛАМЯ
О сопутствующих вопросах подобного производства, возможно, никто бы и не узнал - приходит очередной инвестор и слава богу. Однако 18 марта, в день проведения публичных слушаний в Лениногорске, в "Вечерней Казани" появляется публикация, подписанная Владимиром Рословым - директором ООО "Роснефтекомплект" (компания специализируется на строительстве объектов повышенной опасности: нефтехимия, нефтеперерабатывающие заводы, подготовка нефти, газа, существует с 1996 года).Автор как житель Лениногорска публично выступил против осуществления этого проекта. Недавно он еще раз подтвердил свою позицию на телеканале ТНВ. Он считает строительство завода экономически нецелесообразным (без сырья, тупиковой железнодорожной ветки, транспортных магистралей, технической воды и энергоресурсов и т.д.). Далее его возмущает размещение завода в черте города, в водоразделе реки Шешмы и в зоне разведанных запасов пресных вод. Кроме этого, по утверждению Владимира Рослова, выбор площадки произведен без учета "розы ветров" - как раз с того направления большую часть года ветры и дуют на город. А также он задается вопросом: как можно решить проблему нехватки рабочих мест, не учитывая специфику производства? Как руководитель строительной организации он заявляет, что даже в кризис в городе дефицит мужских рабочих рук.Директору "Роснефтекомплекта", пожалуй, первому из лениногорцев удалось ознакомиться с декларацией о намерениях по инвестициям. Как признается, удалось с боем. Прочитав, согласился с тем, что производственное оборудование предполагается "достаточно интересное", но вот о системе очистки воздуха автор высказался так: "на уровне достижений 30-х годов прошлого века", имея в виду циклоны, рукавные фильтры и вытяжные зонты. Меж тем неуловленные отходы планируемого производства - оксиды тяжелых металлов, диоксид серы, двуокись кремния пользы явно не принесут.Далее он выяснил, что разных шлаков за год будет образовываться свыше 150 тыс. тонн и инвестор планирует их продавать на строительство дорог. Но Владимир Рослов сомневается, будет ли у нас строиться столько дорог, и, более того, предрекает Лениногорску горы шлаковых отвалов. Волнуется житель города и за водные ресурсы: только для технических нужд, пишет он, завод должен ежесуточно потреблять 12 тыс. кубов воды. Но в декларации не указан источник воды...18 марта на сайте Лениногорского муниципального района появился пресс-релиз, сообщавший о состоявшихся публичных слушаниях "по вопросу использования земельного участка с кадастровым номером 16:51:010901:120, площадью 640635 кв.м. промзона №1 г. Лениногорска под строительство металлургического завода". Там же публиковалось: "Проектом предусмотрено строительство нового производства, оснащенного самым современным оборудованием, использующим новейшие технологии, применяющим современнейшие системы газоочистки, переработки и утилизации отходов. Все требования природоохранного законодательства будут соблюдены".
С КАРАНДАШОМ В РУКЕ
Мы связались с автором письма. Рожденный в Сибири, но большую часть проживший в Лениногорске, Владимир Рослов действительно обеспокоен экологическим благополучием города. Он признается, что работая по всей России ("Роснефтекомплект" сотрудничает с "Газпромом", "Роснефтью", "Транснефтью ", ТНК ВР и т.д.), а также в Казахстане, нигде не видел таких благоустроенных городов, как на юго-востоке республики. По его мнению, столько, сколько местные нефтяники сделали для охраны окружающей среды на ареале своего производства, не делают ни в одном другом уголке страны. Господин Рослов считает, что новое производство может свести на нет все прежние экологические старания и лишить Лениногорск народного названия "маленькой Швейцарии".Среди вопросов, которые его волнуют, лениногорец называет не только экологические. "Есть градостроительный кодекс и закон "О промышленной безопасности", - обращается он к источникам. - 28-я статья кодекса, например, предписывает проводить публичные слушания с обязательными выставками, выступлениями представителей местного самоуправления, разработчиков проекта на собраниях жителей, в СМИ. Там же написано, что срок проведения публичных слушаний не может быть менее одного и более трех месяцев. Газеты выдали только по одной публикации о том, что 18-го - слушания. Далее. В соответствии с указанным законом "Татсталь" является объектом повышенной опасности. Более того, использующим импортное оборудование, а оно должно иметь разрешение Госгортехнадзора России на применение. Я нигде не нашел - есть ли такое разрешение?"Прокомментировал автор и кадровую проблему. "Да, Лениногорск всегда был кузницей кадров. Но если посмотреть по структуре использования рабочей силы, то до 50% лениногорцев, как и раньше, продолжают ездить вахтами на север. Вторая половина работает в "Татнефти". То есть мужская квалифицированная рабочая сила в Лениногорске занята, сегодня преобладает женская безработица".К моменту состоявшейся беседы декларация об инвестиционных намерениях по "Татстали" было выложена на сайте Лениногорского района - случай редкий для отечественной традиции промышленного строительства. Распечатанные сорок две страницы лежат на всеобщем обозрении и в здании исполкома муниципалитета - как заверили чиновники, ознакомиться и оставить пожелание может любой желающий. Документ представляет собой описание сущности проекта, предпосылки для его реализации, основные производственные и технические характеристики, обеспечение ресурсами и собственно экологическое обоснование, составляющее 25 страниц.
С КАКОЙ СТОРОНЫ ПОСМОТРЕТЬ
Взглянуть на документ с профессиональной экологической точки зрения мы попросили специалиста соответствующей сферы, пожелавшего остаться неназванным.Наш эксперт положительно расценил вывешивание документа на официальном сайте, а также то, что большая его часть посвящена экологии. Он счел, что подготовка проекта велась грамотными специалистами, поскольку декларативно требования охраны окружающей среды соблюдены (перечислены средства защиты), произведены попытки оценки воздействия на среду (в проекте есть таблицы выбросов и сбросов), нет противоречий и в правилах установки санитарно-защитой зоны (СЗЗ) - по соответствующему СанПиНу, предприятию данного класса опасности нужна зона в радиусе 500 метров до жилья. Другое дело, что для того, чтобы знать, насколько это соответствует действительности, нужно выехать на место и сверить данные с "натурными замерами", а также получить более детальную расшифровку как производственного процесса, так и статей расхода ресурсом - той же воды, к примеру.Декларация действительно предполагает строительство СЗЗ в полкилометра. Мы ознакомились с соответствующим постановлением за подписью Геннадия Онищенко (СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов").Согласно ему, комбинаты черной металлургии с полным металлургическим циклом мощностью до 1 млн. т/год чугуна и стали, а также производство стали мартеновским, электроплавильным и конверторным способами с цехами по переработке от ходов (размол томасшлака и пр.) при выпуске основной продукции в количестве до 1 млн. т/год действительно относятся ко второму классу опасности, а значит, должны находиться на указанном расстоянии. Однако если этот же комбинат переваливает за миллион продукции в год, то он подпадает уже под первый класс опасности, с санитарной зоной в два раза большей. О второй очереди производства с листовым прокатом на 500 тыс. тонн в год в данном проекте не сообщается. Как пояснил наш эксперт, если этот объем будет прибавлен к имеющемуся на той же площадке, то предприятие автоматически переходит в более серьезный класс опасности.В декларации также прописаны основные пункты, которые касаются воздуха, воды, отходов. Эколог также обратил внимание на способ газоочистки, а именно - на рукавные фильтры. Принцип их работы он сравнил с обычным пылесосом, который может очистить от пыли, но не решит вопроса по газообразным загрязняющим веществам.Как плюс наш эксперт оценил использование оборотной воды, в том числе ливневые и талые стоки. Единственное, что смутило, - не оговаривается ее источник, а также пугает объем ежечасной подпитки системы в 500 кубометров свежей технической воды. Это настолько большая масса, что эколог не исключил ошибки в документе.Еще одно замечание к составленной декларации - отсутствие вариативности. Причем не только в видах очистки того же воздуха, к примеру, но и самого проекта: их должно быть как минимум два-три, включая отказ от производства.Как резюме - к проекту претензий практически нет, его оценка - забота Главгосэкспертизы РФ. Однако для "ВиД" - к слову о рукавах и не только - приоткрыли еще одно узкое место в экологическом законодательстве. Сама система нормирования по выбросам на сегодняшний день строится на следующем принципе. Если на границе санитарно-защитной зоны предельно допустимая концентрация того или иного вещества не превысит одного значения, то к системе очистки, даже устаревшей, претензий быть не может ни у санитаров, ни у экологов. У последних есть лишь функция рекомендации более высоких технологий, но предприятие не обязано с ними соглашаться, если вписывается в требования ПДК - это уже вопрос экономической эффективности.Однако несколько сравнительных цифр из разряда, насколько же страшен черт, эксперт все же привел. "У "Татстали" заявлено всего валовых выбросов около 1 тыс. тонн в год. В целом это немного, если сравнивать с общереспубликанским показателем валовки за 2007 год - 600 тыс. тонн. На Казань приходится 100 тыс. тонн, на весь Нижнекамский промузел - 76 тыс. тонн. Но для Лениногорска это серьезная "прибавка", потому что по городу за 2007 год было зафиксировано 1,5 тыс. тонн валовых выбросов".Так что резюме было следующим: "Объект второго класса опасности не может быть экологически чистым по определению".Хотя мнение металлургов отличается от этой точки зрения. Так, старший менеджер Магнитогорского металлургического комбината Василий Варенов заверил, что мини-миллы - самое чистое относительно классических технологий металлургическое производство.Распространяться на тему будущего завода до завершения экспертизы не пожелал и представитель компании "Татсталь". По его предположению, говорить о чем-то серьезно можно будет не раньше октября.Предпочитает не торопить события и министерство экономики, где в феврале состоялась презентация проекта. Тогда руководитель минэкономики назвал проект очень ответственным и обратился к участникам встречи с просьбой внимательно посмотреть на объемы своих работ и минимизировать временные затраты, необходимые для решения возникающих вопросов. "На примере этой работы мы должны продемонстрировать инвесторам, как в Татарстане умеют оперативно и слаженно работать", - подчеркнул он.Из пресс-службы минэконома "ВиД" пришел следующий ответ: "Реализация проекта строительства металлургического завода ЗАО "Татсталь" на территории Лениногорского муниципального района осуществляется по специальному графику, согласно которому разработка ТЗ на экологический раздел, а также подготовка запросов и получение данных для экологического раздела запланированы на апрель текущего года. Необходимые заключения санитарно-эпидемиологических служб должны поступить но этому графику в мае. Выводы, сделанные компетентными специалистами, ответят на вопрос о степени влияния на экологическую безопасность планируемого объекта".
СЕРЬЕЗНАЯ ПРИЧИНА
Однако факт остается фактом: прежняя площадка под строительство производства уже не рассматривается (промзона города в направлении Альметьевска). Эту информацию "ВиД" подтвердил зам. руководителя исполкома Лениногорского района по инфраструктурному развитию Ильяс Галимов.Впрочем, он поправил наш вопрос - площадка не сменилась, просто "окончательно еще ни на одном варианте не остановились, у нас их несколько". По его словам, прежнее место забраковали проектировщики - ОАО "Челябгипромез", и сейчас идет предпроектная подготовка второго варианта. "Новое место дальше от города на 5-6 километров в сторону Бугульмы, роза ветров в город не попадает", - сообщил о нем Ильяс Галимов, добавив также, что если и этот вариант не подойдет, "будем и дальше менять".И есть такое ощущение, что именно по пути не мытья, так катанья завод будет доведен до торжественной закладки первого камня. По словам источника "ВиД", близкого к ситуации, проект активно поддерживается республиканским правительством.Более того, против экологических претензий на чашу весов положена социальная роль проекта. Так, отвечая на вопрос о позиции самого Лениногорского муниципалитета насчет ценности проекта для района, руководитель местной пресс-службы ответила утвердительно: да, району это нужно. Это даст указанные две тысячи рабочих мест только на самом заводе плюс займет людей на инфраструктуре. И объяснила почему: "Потому что у Лениногорска только одно градообразующее предприятие - НГДУ "Лениногорскнефть". Не дай бог, что случится с "Татнефтью" - наш город встанет совсем, больше производств в городе нет"...